О «бурной молодости», т. е. падениях вашего избранника, «расскажут» поцарапанные облицовки, стесанные об асфальт торцы руля. А всевозможные наклейки на кузовных панелях, скорее всего, скрывают трещины и сколы. Стертая нижняя часть глушителя – свидетельство частого «козления». Конечно, можно порадоваться за мастерство предыдущего владельца, да вот других поводов для праздника нет: у такого скутера наверняка согнута рама, разбиты подшипники и «восьмерит» ведущее колесо.
И не верьте утверждению продавца, что раз скутер оборудован багажными корзинами, то им управляла домохозяйка, которая вряд ли «отжигала по полной». На самом деле чаще всего на «корзинках» гоняют курьеры – вспомните первую серию блокбастера «Такси».
Впрочем, идеальная внешность – еще не гарантия отличного состояния. Самые хитромудрые предусмотрительно снимают с новенького скутера вместе с транспортировочной упаковкой все облицовки и при езде ни в чем себе не отказывают. Так что не обольщайтесь экстерьером, а досконально проверьте все, что только можно.
Хочу домой, в Японию!
Средний ресурс двигателя 50-кубового японского скутера 90-х годов выпуска – порядка 30 - 50 тыс. км. Но помимо собственно эксплуатации, ресурс могут уменьшить небрежные, а то и безграмотные ТО, ремонт или предпродажная подготовка – в Одессе и Ильичевске умельцы собирают скутеры из нескольких битых или разукомплектованных. Даже разных марок! Посему при осмотре обратите внимание на выступающий герметик, нештатный крепеж, сбитые винты и болты. Если подозрения подтвердились, потребуйте от продавца внятного ответа, что конкретно чинилось. Скорее всего, такие мотороллеры уже изрядно поколесили по нашим дорогам и молят отправить их на историческую родину.
Увы, часто первое и последнее, на что обращает внимание покупатель, – опять-таки состояние мотора. Мол, главное, что он работает. Обязательно добейтесь пробной поездки. И чем дольше она продлится, тем больше вы сможете узнать о своей потенциальной головной боли. В идеале работа двигателя должна быть устойчивой, без «провала» оборотов. После перегазовки они должны возвращаться на прежний уровень. Посторонние звоны, стуки, свисты – признаки чрезмерного износа узлов трения. Проверьте, не идет ли дым из глушителя и не летит ли масло после 15 – 20 минут непрерывной работы.
Дышите глубже
Очень важно убедиться в том, что воздушный фильтр в порядке. Негодный часто просто выбрасывают. Ненамного лучше фильтр, который тщательно промыли и поставили на место сухим, без специальной масляной пропитки. И то, и другое не сулит двигателю долгой жизни. Поэтому при покупке требуйте, чтобы вам продемонстрировали состояние этой детали. Тем более что на большинстве моделей извлечь ее – минутное дело. Фильтр не должен иметь механических повреждений, крошиться, слипаться. И обязан быть пропитан специальным маслом для воздушных фильтров и никаким другим. У каждого производителя свои типы фильтров: у Honda они из однослойного поролона, у Suzuki – из двухслойного, у Yamaha – однослойные с ворсом. Иногда встречаются бумажные, в большинстве случаев на четырехтактниках. Заодно осмотрите ремень и шкивы вариатора – чем больше они болтаются, тем хуже. Добейтесь возможности осмотреть трубы на предмет битости, следов правки или подварки. Раму явно правили? Лучше отказаться от покупки: кто знает, как там ее чинили.
Если уговорили продавца провести мини-тест, обратите внимание на троганье – оно должно быть плавным, без рывков и провалов. Проверьте курсовую устойчивость: при ровном положении руля скутер должен ехать строго прямо, не пытаясь куда-то повернуть, и не заваливаться. На кочках и небольших ямах протестируйте амортизаторы: в идеале не должно быть ни раскачки, ни пробоев.
Светить всегда
Обычно с электрикой проблем не возникает: производители тщательно герметизируют все блоки, а клеммы и разъемы располагают в местах, где вероятность попадания воды наименьшая. Самый распространенный отказ – окисление контактов в системе электропитания световых приборов. Остальные проблемы, как правило, возникают вследствие небрежной сборки скутера при подготовке к продаже: незаизолированная проводка, пережатый электрический жгут и т. д. Если электростартер, «поворотники» и звуковой сигнал не функционируют или работают с перебоями – скорее всего, дело в севшем аккумуляторе.
С тормозами обычно все просто: они или есть, или их нет. Пара новых тормозных колодок обойдется в 35 – 45 у. е.
Куда больше неприятностей может доставить резина, особенно на заднем колесе. Во многих случаях без разборки скутера ее просто не заменить, тем более, если покрышка бескамерная.
Обратите внимание на трещины в шине. Если они есть, значит, эта резина долго «загорала» под солнцем в ожидании нового хозяина. И делайте выводы – нужно ли вам такое запоздалое счастье.
ребуйте аусвайс!
Если вы все-таки отважились на покупку бэушного скутера, в ультимативной форме потребуйте оформления справки-счета: при активной езде пару раз в месяц вас могут тормознуть гаишники и даже неподкупные «Гроза» или «Кобра». Иной бумажки для подтверждения прав на владение скутером в Украине нет. И последний совет: идя на рынок, возьмите с собой хотя бы одного бывалого скутермена или мастера, у которого собираетесь обслуживать свой мотороллер.
Сергей Суховский Фото Юрия Нестерова
Статья взята из электронной версии газеты "АвтоЦентр".
|